Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
• Наша речь состоит из предложений.
• Предложение - это законченная мысль.
• Предложения состоят из слов.
• Слова состоят из звуков.
• Звук - это то, что мы слышим и произносим.
• Буква - это то, что мы видим и пишем.
• Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
• Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
• В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
• На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
• Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
• Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
• Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
• Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
• Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
• Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
• Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
• Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
• Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).
ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ
Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация (различение) звуков, знакомство с буквой.
Последовательность работы над звуком:
• Знакомство со звуком (выделение его на слух).
• Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).
• Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.
• Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
• Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.
• Составление слогов, слов из заданных звуков.
Работа по дифференциации звуков:
• Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
• Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).
• Определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки.
• Запись слогов, слов на изучаемые звуки.
• Составление звуковых схем, слогов, слов.
Последовательность работы над буквой:
• Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).
• Выделение ее элементов.
• Прослушивание стихотворения о букве.
• Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
• Прорисовывание буквы на листке по образцу.
• Чтение слогов с изучаемой буквой (развитие слогового чтения).
Для того, чтобы ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.
Рекомендации по проведению занятий:
• Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
• Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут
• Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
• Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
• Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
• Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
• Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи.
• Разговаривайте с ребёнком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребёнку. Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим ребёнком обязательно добьетесь успехов.
Удачи вам и терпения!